Нюрнбергский трибунал стал первым в истории прецедентом осуждения политики целого государства, когда на скамью подсудимых заставили сесть не одного-двух преступников, а всю элиту третьего рейха. Забегая вперед, скажем сразу, что одного из двенадцати приговоренных к повешению подсудимых, Альфреда Йодля, через 7 лет после казни… оправдали. Но позже это решение суда заставили аннулировать со стороны США.
Перед обвинением предстали 23 человека из высшей власти гитлеровского государства. Двадцать четвертого обвиняемого, Мартина Бормана, судили заочно. Приговор суда был объявлен первого октября 1946-го года. Это было не только крупнейшее судебное разбирательство в истории правосудия, но и очень важная веха в истории развития нового международного права. Впервые обвинили и приговорили к суровому наказанию преступников, поставивших вне закона не группу людей, а целую страну.
Суть обвинения и следствие начались с того, что вскоре после окончания войны с Германией государства-победители сформировали Международный военный суд-трибунал, утвердили его устав: этот документ был принят в ООН как основа общепризнанных принципов борьбы с бесчеловечностью.
Нацистских преступников обвинили в планах правящей в Германии партии. Речь шла о войне против всего мира, об агрессии против соседних государств, о вторжении на советскую землю, о нарушении пакта Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939-го года, о сотрудничестве с японцами и итальянцами и агрессивной войне против Штатов.
Обвиняемым выдвинули следующие подозрения, классифицированные как преступления против мира в общем: в течение нескольких лет они планировали, готовили, развязывали и вели войны, начатые с нарушением международных договоренностей.
Нацистские деятели были причастны к преступлениям против человечности, против жителей оккупированных территорий. Речь шла об угоне в фактическое рабство, об убийствах и жестоком обращении с населением и военнослужащими, о бесцельных разрушениях населенных пунктов, о германизации оккупированных чужих земель.
Обвинительное заключение перевели на немецкий язык, чтобы вручить текст каждому из обвиняемых. Прочитав его, один из подсудимых, Роберт Лей, покончил с собой. Густава Круппа признали безнадежно больным, и он избежал осуждения. Покончил с собой и Герман Геринг, дождавшийся приговора суда.
Во время разбирательств прошло более четырехсот заседаний и слушаний. Подсудимые пытались протянуть время, чтобы обострение в отношениях между странами-победителями дало шанс развалить процесс. Однако едва ли не решающую роль сыграли видеосъемки фронтовых советских операторов в немецких «лагерях смерти», предоставленные в конце процесса. Трибунал не только вынес индивидуальные приговоры – от смертной казни до разных сроков заключения, – но и признал преступными СС, СД, руководство нацистской политической партии, командование Вермахта.